Искусство красноречия как составляющая имиджа

Вся наша жизнь пронизана общением, поэтому создание правильного, гармоничного имиджа не только способствует продвижению своих личных целей, задач и идей, но и построению благоприятных межличностных отношений.

Составляющих имиджа не мало, и все они оказывают то или иное влияние на образ в целом. Это и внешность, и вещная среда, окружающая человека, и его стиль подачи себя, и голос, и осанка, и походка, и рукопожатие, и речь и т.д.

Несмотря на то, что результат общения на 60-70% зависит от чисто невербальных сигналов (внешность, осанка, поза, визуальный контакт и т.д), передаваемых собеседниками друг другу, нельзя забывать и про саму суть сказанного и способа ее подачи.

Тут речь идет, безусловно, о голосе, его тембральной окраске и вообще об ораторском искусстве, которым собеседники либо владеют, либо нет. Поэтому в процессе переговоров любого характера, будь то личного или делового, позитивный исход с бОльшей вероятностью обещан тому оппоненту, кто способен адекватно использовать свою речь как компонент имиджа с учетом ситуации и стоящей перед ним задачи. Как сказал Аристотель: "Слово – это самое сильное оружие человека", соответственно, ораторское искусство – это умение влиять на людей при помощи речи.

Таким образом, наша речь, которая, как казалось бы, наиболее подвластна нам и нами же логически обоснована, может сыграть с нами злую шутку, когда в действительности мы не в полной мере владеем всеми тонкостями. Ведь вербальное общение - это не только те мысли, которые крутятся у нас в голове - иногда спутанные, иногда ясные, - это именно то, что в итоге слышит собеседник. И весьма часто это совсем не то, что мы хотели сказать. В итоге, изначальная цель общения сводится ко взаимному непониманию и, соответственно, к невозможности донести до оппонента свои реальные мысли. Вся сложность заключается в том, что вербальное общение также состоит из нескольких компонентов, включая словарный запас, правильность речи, аргументы, логику, умение общаться, диапазон голоса, его тембральную окраску, дикцию, интонацию, скорость речи и т.д.

Кажется, что за всем не уследить. Но как и в любом благодатном деле здесь также необходима практика. Кому-то даны эти знания и навыки от природы, а кому-то требуется работа над собой. Можно заняться самообразованием - читать книги для повышения словарного запаса; учить и повторять скороговорки вслух, чтобы проработать дикцию; пообщаться с логопедом, чтобы сделать речь четкой и забыть про не выговариваемые звуки; и, наконец, записать себя на диктофон или камеру, чтобы в общем услышать себя со стороны и сделать определенные выводы. Помимо этого, можно пойти на курсы ораторского искусства, где профессионалы укажут на конкретные ошибки и помогут их отработать на практике перед группой других студентов, то есть в той или иной степени выведут Вас из зоны Вашего комфорта. А только там возможен личностный рост.

К некоторым рекомендациям по совершенствованию вербалики можно отнести следующие (заимствованы с сайта http://www.in-training.ru)

  • употребляйте преимущественно слова, подчеркивающие вашу надежность и добросовестность;
  • включайте в ваши фразы активные глаголы и избегайте употребления пассивных глаголов.

Если вам предстоит выступление перед аудиторией, используйте приведенные ниже советы:

  • подчеркивайте голосом и жестами важнейшие для вас слова;
  • меняйте тон: его внезапное понижение или повышение хорошо выделяет слово или фразу;
  • изменяйте темп речи: это придаст ей выразительность;
  • делайте паузу до и после высказывания важных мыслей.

Очень важно также научиться создавать особые эффекты:

  • эффект первой фразы (первая фраза должна сразу приковывать к вам внимание);
  • эффект аргументов (речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, способствующей размышлению);
  • эффект интонации и паузы (интонации и паузы вызывают у слушателей ассоциации и побуждают их вносить свои предложения);
  • эффект художественной выразительности (грамотное построение предложений, правильные ударения в словах, использование метафор, гипербол и т.п.);
  • эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, ведь юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);

В любом случае, все компоненты имиджа должны работать в комплексе. Ведь в случае наличия диссонанса между прекрасной милой внешностью и несвязной, граничащей с пошлостью, речью, образ моментально распадается на осколки, а то, что склеено - уже на вряд ли будет служить долго и производить желаемый эффект, тем более, что вероятность произвести первое впечатление повторно обычно сводится к нулю. Поэтому следите не только за тем, что Вы говорите, но и как Вы это делаете! Работайте над собой, это никогда не бывает лишним!